Логопедическое занятие

Педиатрия
Врачи педиатры в Москве готовы принять пациентов в 11 клиниках «Доктор рядом». К вашим услугам опытные и квалифицированные специалисты, которые работают 7 дней в неделю. Вы можете записаться на приём онлайн или позвонить по телефону круглосуточной службы поддержки медицинского центра «Доктор рядом» в Москве. ( Врачи педиатры в Строгино, СЗАО,   Врачи педиатры в Северном Тушино, СЗАО,   Врачи педиатры в Очаково-Матвеевском на Озерной, ЗАО,   Врачи педиатры в Очаково-Матвеевском на Веерной, ЗАО,   Врачи педиатры в Некрасовке, ЮВАО,   Врачи педиатры ,   Врачи педиатры в Кузьминках, ЮВАО,   Врачи педиатры в Дмитровском, САО,   Врачи педиатры в Южном Медведково, СВАО,   Врачи педиатры в Лосиноостровском, СВАО,   Врачи педиатры в Ховрино, САО )

Пациент на приёме у логопедаЛогопедические занятия для детей — это комплекс мероприятий, направленных на устранение нарушений речи в детском возрасте. Их проводит логопед, который является специалистом, выявляющим причины, симптомы, течение и структуру нарушений речевой деятельности и занимающимся устранением проблемы.

Далеко не всегда родители способны распознать дефекты речи ребёнка. Занятия с логопедом помогут им понять, как помочь малышу в правильном формировании речи и почему так важно выполнять домашние задания для закрепления правильного произношения.

Мнение о том, что речь ребёнка исправится сама по мере его взросления, не соответствует истине. Наоборот: чем он взрослее, тем сложнее устранить имеющиеся дефекты, поэтому занятия нужно начинать как можно раньше. Такой подход позволит ребёнку чувствовать себя уверенно, исключит формирование комплекса неполноценности и психологические проблемы, связанные с ним.

Не забывайте: первые признаки нарушений речи — повод для обращения к квалифицированному логопеду, который не только научит малыша правильно произносить все звуки и введёт их в речь, но и поможет в развитии внимания, памяти, расширении словарного запаса и развитии моторики.

Занятия с логопедом в Москве

Доктор приводит приём пациентаЗанятия логопеда с детьми проводятся в сети клиник «Доктор рядом». Наши высококвалифицированные специалисты оценят речевое развитие ребёнка и при необходимости подберут упражнения для логопедических занятий, дадут рекомендации по обучению.

Они работают с разными видами речевых патологий у детей возрастом от трёх лет. При необходимости возможны выезды специалиста на дом. Дефекты, с которыми мы работаем:

  • Алалия — нарушения структурно-семантического оформления высказывания (ССОВ), характеризующиеся отсутствием или минимальной выраженностью речи, возникшими вследствие повреждения областей больших полушарий;

  • Дизартрия — дефекты произношения из-за нарушения иннервации речевого аппарата при поражениях нервной системы, в том числе и у взрослых;

  • Дислалия — расстройство фонационного оформления, характеризующееся нарушениями в произношении звуков при нормальном слухе и иннервации аппарата артикуляции;

  • Заикание — нарушение речевой функции, характеризующееся частыми повторениями или продлеванием звуков, слогов, слов;

  • Клаттеринг — дефект, характеризующийся нарушением темпа, ритма, плавности речи, из-за которых она становится слишком быстрой и невнятной, с повторами слогов и целых слов;

  • Общее недоразвитие речи, представленное комплексом сложных расстройств, охватывающих все компоненты речевой и смысловой системы при нормальном слухе и интеллекте;

  • Ринолалия — синдром гнусавости, при котором меняется тембр голоса, искажается произношение звуков вследствие сбоев резонаторной функции полости носа;

  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — сбои процессов формирования произношения у детей вследствие нарушений восприятия и произношения звуков.

Индивидуальные логопедические занятия при алалии

Что такое алалия?

Дефицит или полное отсутствие речи вследствие органических поражений областей больших полушарий, которые произошли в процессе внутриутробного развития или в первые три года жизни малыша.

Этиология

  • Воспаления и травматические повреждения головного мозга;

  • Нарушения обменных процессов во время внутриутробного развития;

  • Энцефалит, менингит;

  • Наследственная предрасположенность;

  • Частые длительные заболевания в первые годы жизни;

  • Родовые травмы новорождённых, недоношенность.

Формы и их клинические проявления

Моторная — недоразвитие экспрессивной речи (ребёнок сам не понимает, что говорит):

  • полное отсутствие речи и изъяснения посредством лепета и жестов (при сильных поражениях мозга);

  • речь присутствует, но характеризуется неправильным произношением звуков, их смешением, дефицитом словарного запаса, простыми предложениями (не более 2-х3-х слов).

Сенсорная — недоразвитие импрессивной речи (ребёнок не понимает, что ему говорят окружающие):

  • полное непонимание ребёнком того, что ему говорят, воспроизведение звуков и набора несвязанных слов (тяжёлая форма);

  • частичное понимание смысла сказанного, использование жестов для изъяснения.

Логопедические занятия

Направлены на развитие речи, если у ребёнка сохранены слух и интеллект. Предусматривает работу над всеми сторонами речи. При моторной форме направлена на:

  • стимулирование речевой активности;

  • создание активного и пассивного словарей;

  • развитие звукопроизношения;

  • грамматическое оформление речи.

При сенсорной форме занятия направлены на:

  • формирование способности различать речевые и неречевые звуки, различать разные слова и соотносить их с определёнными объектами или действиями;

  • формирование фонематического восприятия и акустических различий;

  • построение грамматики речи.

Логопедические занятия при дизартрии



Что такое дизартрия?

Тяжёлое нарушение речевой функции, проявляющиеся расстройствами артикуляции, речевого дыхания, фонации, темпа и внятности речи.

Этиология

Не является самостоятельным заболеванием. В 85% случаев возникает вследствие ДЦП, в других случаях при:

  • травматических повреждениях нервной системы;

  • новообразованиях нервной системы;

  • нарушениях кровообращения головного мозга;

  • нарушениях внутриутробного развития;

  • нарушения иннервации вследствие инсультов, инфарктов, черепно-мозговых травм.

Клинические проявления

  • Нечёткая, невнятная речь из-за нарушений иннервации мышц нёба, губ, языка;

  • Спазмы мышц губ, языка, лица;

  • Слюнотечение;

  • Носовой оттенок голоса.

Нарушения произношения звуков могут быть выражены в разной степени в зависимости от тяжести поражения нервной системы. Они могут быть проявлены как искажением отдельных звуков, так и невозможностью моторной реализации речи при полных параличах.

Логопедические занятия

  • Пальчиковая гимнастика;

  • Логопедический массаж, артикуляционная гимнастика;

  • Выполнение упражнений дыхательной гимнастики;

  • Коррекция произношения звуков и закрепление результатов;

  • Развитие речевой коммуникации;

  • Работа над экспрессивностью речи.

Логопедические занятия при дислалии

Что такое дислалия?

Ряд дефектов при произношении звуков у пациентов с нормальной иннервацией артикуляционного аппарата и слухом.

Этиология

Причины развития заболевания разделяют на несколько групп:

  • Соматические — ослабление организма вследствие продолжительных хронических заболеваний;

  • Социальные — отсутствие коррекции речь со стороны родителей, в семье разговаривают на разных языках;

  • Выбор некорректной артикуляции;

  • Нарушения фонематического слуха.

Клинические проявления

Заболевание проявляется нарушениями произношения:

  • шипящих и свистящих звуков;

  • сонорантов ([р], [л]);

  • заднеязычных звуков ([г], [к], [х]);

  • звука [й].

Редко наблюдаются:

  • замена звонких согласных глухими;

  • замена мягких согласных твёрдыми.

Логопедические занятия

Подготовительные логопедические занятия проводятся на первом этапе коррекции. Они направлены на формирование навыков произношения и коммуникации. В процессе ребёнка обучают создавать направленную воздушную струю, он отрабатывает произношение опорных звуков. При необходимости могут применяться логопедические зонды.

На заключительном этапе у ребёнка создают навыки правильного использования отработанных звуков при общении. Тренировки должны проводиться регулярно, не менее трёх раз в неделю. Очень важно, чтобы родители выполняли с ребёнком дома упражнения артикуляционной гимнастики. В среднем заниматься нужно от одного от шести месяцев в зависимости от сложности случая.

Логопедические занятия при клаттеринге



Что такое клаттеринг?

Расстройство темпо-ритмической стороны речи, проявляющееся нарушениями её темпа, ритма, плавности.

Этиология

Первичные формы возникают вследствие генных мутаций и передаются по наследству. Вторичные развиваются при неврологических расстройствах, возникающих при воспалениях головного мозга, параличах, хореических гиперкинезах.

Формы и их клинические проявления

Моторная: проявляется ускоренной речью, нарушениями артикуляции, невнятным произношением, пропусканием звуков или слогов.

Сенсорная: нарушения плавности речи из-за недостаточного слухового контроля и сложностью с подбором необходимых слов, растягивание гласных, восклицания.

Логопедические занятия

Детские логопедические занятия направлены на:

  • Нормализацию речевого темпа — ребёнок учится произносить фразы и слова не спеша, чётко, в соответствии с заданным ритмом;

  • Повышение навыков речи — ребёнка обучают чётко и понятно излагать свои мысли, применяя приёмы построения рассказа по картинкам, в диалоге или медленного чтения;

  • Улучшение артикуляционной моторики — позволяет сформировать разборчивую речь, предусматривает проведение артикуляционной гимнастики, отработку плавного выдоха во время речи. Если ребёнок пропускает звуки, логопед проводит их постановку и закрепление, если искажает — корректирует произношение.



Логопедические занятия при ОНР

Что такое ОНР?

Общее недоразвитие речи (ОНР) представлено комплексом сложных расстройств речи, характеризующихся нарушением всех её составляющих при нормальном слухе и интеллекте у ребёнка. Проблема является распространённой: составляет около 40% от всего объёма речевых патологий. При отсутствии адекватной коррекции приводит к развитию нарушений письменной речи.

Этиология

Разные формы речевой патологии спровоцированы разными инициирующими факторами:

  • Недостаток акустико-гностических процессов приводит к дефициту восприятия звуков речи и нарушениям произношения звуков и слогов;

  • Речедвигательная дисфункция стимулирует нарушения артикулирования при поражении центральной нервной системы, параличи лица и сложности в экспрессивной речью;

  • Отклонения зрительного восприятия приведут к затруднённому накоплению предметных обобщений и сложностями с пониманием слов и, как следствие, речи окружающих.

Также причины могут крыться в воздействии неблагоприятных внутренних и внешних факторов, в том числе и в период внутриутробного развития и во время родов. Это могут быть плохие условия для формирования речевых навыков в семье, дефицит общения, прочее.

Уровни и их характерные особенности

  • Первый — полное отсутствие речи, общение лепетом, мимикой, звуками;

  • Второй — помимо жестов и лепета ребёнок использует общие слова, которые искажает, наблюдаются нарушения слоговой структуры, сокращения длинных слов;

  • Третий — присутствует развёрнутая фразовая речь, отличающаяся недоразвитием, затрудняющим свободное общение. Такие дети контактируют с другими людьми исключительно в присутствии родителей;

  • Четвёртый — произношение звуков правильное, имеется их недостаточное чёткое различие в речи. Оно проявляется перестановками слогов и звуков, сокращением согласных, пропусками слогов. Ребёнок говорит нечётко и невнятно.

Логопедические занятия

Подбор методики коррекции осуществляется индивидуально, в зависимости от уровня ОНР:

  • Первый — усилия направлены на развитие способности понимать речь окружающих и активацию самостоятельной речи (наряду с вниманием, памятью, мышлением). Внимание уделяют грамматической стороне;

  • Второй — развивают речевую активность и понимание, построение фраз, проводят уточнение звукопроизношения, учат произносить отсутствующие звуки;

  • Третий — развивают связную речь, её лексико-грамматическую составляющую, проводят закрепление лексики и грамматики, корректного произношения звуков и их восприятия;

  • Четвёртый — усилия направляют на достижение установленной нормы устной речи, которая необходима для обучения в школе. В процессе развивают и закрепляют правильное произношение, лексику и грамматику, фразовую речь, первичные навыки чтения и письменной речи.

Логопедические занятия при ринолалии



Что такое ринолалия?

Искажения звуков и тембра голоса из-за аномалий нёбно-глоточного смыкания. Характеризуется гнусавостью и встречается один раз на более чем семьсот пятьдесят пациентов. Иногда заболевание называют гнусавостью, но этот термин не в полной мере отображает суть проблемы, потому что указывает исключительно на нарушение голоса, в то время как при ринолалии страдают акустика и артикуляция речи.

Этиология

В зависимости от инициирующего фактора может быть:

  • Врождённой — возникает при расщелинах нёба, альвеолярного отростка верхней губы и челюсти, аномально коротком мягком нёбе, развившемся вследствие разных причин (заражения беременной женщины краснухой или гриппом, интоксикация организма при контакте с ядовитыми химикатами, курение и злоупотребление спиртным во время беременности);

  • Приобретённой открытой — развивается из-за рубцов на нёбе, его перфорации при травмах и параличах при ранении или новообразованиях. Нередки случаи появления после удаления аденоидов, при парезах мягкого нёба. Закрытая форма развивается при анатомических изменения носоглотки и полости носа: искривлениями, полипами, новообразованиями.

Формы и их клинические проявления

  • Закрытая — нарушения произношения звуков, проявляющееся в изменениях тембра голоса при недостаточном носовом резонансе при произношении звуков [м], [н], [н’], рот ребёнка постоянно открыт;

  • Открытая — тембр голоса изменён, наблюдается искажение произношения звуков вследствие сильного отставания мягкого нёба от задней стенки глотки или при попадании значительного объёма воздуха в полость носа;

  • Смешанная — искажение звуков и изменения тембра голоса.

Логопедические занятия

При необходимости проводится устранение анатомических дефектов за счёт ношения глоточного обтуратора или хирургическое коррекции лицевых деформаций. Проводят физио- и психотерапию, наряду с логопедическими занятиями.

Они предусматривают выполнение упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики, логопедический и вибрационный массаж мягкого нёба. Усилия направлены на постановку и отработку доступных звуков, развитие силы голоса, расширения словаря и развития слухового внимания и слуха. Эти меры предпринимают перед операцией.

После неё закрепляют полученные навыки в новых условиях, массажируют рубцы нёба, развивают смыкание нёба и глотки, дифференцированный выдох через нос и рот, проводят коррекцию произношения звуков, устраняют назальный оттенок.

Логопедические занятия при ФФН



Что такое ФФН?

Фонетико-фонематическое недоразвитие — это расстройство речи, характеризующееся нарушениями восприятия и произношения звуков, у ребёнка интеллект и слух которого соответствуют норме. Проблема отличается незавершённостью формирования процессов произношения и восприятия звуков, акустико-артикуляционные характеристики которых близки. Если не провести коррекции, нарушения станут серьёзным препятствием при овладении навыками чтения и письма, повысят риск развития дислексии и дисграфии.

Этиология

  • Врождённая форма: нарушения в период внутриутробного развития, тяжёлый токсикоз у матери, её заражение вирусами, интоксикация, асфиксия плода, родовые травмы;

  • Приобретённая форма: вирусные заболевания в первые 12 месяцев жизни, наследственная предрасположенность, травматические повреждения головного мозга, стрессы в период формирования речевой системы, психологические травмы.

Степени:

  • Лёгкая — правильный анализ звуков и слогов за исключением неправильно произносимых;

  • Средняя — нарушения дифференциации большого количества звуков разных фонетических групп;

  • Тяжёлая — серьёзное фонематическое недоразвитие, неспособность ребёнка воспринимать звуки на слух и различать их.

Логопедические занятия

Обучение детей проводится в специальных группах в детсадах и школах. Коррекция имеет несколько направлений, предусматривающих устранение нарушений произношения звуков, развитие фонематических процессов и устранение нарушений письменной речи.

Вместе с ребёнком логопед работает над произношением: постановкой звуков, их отработкой, различением на слух. Развиваются навыки словообразования, составления предложения разной сложности, связной речи. В процессе используют дополнительные материалы: наглядные и речевые, проводят артикуляционную гимнастику и логопедический массаж.



Получить больше информации или записаться на занятия к логопедам клиники «Доктор рядом» можно позвонив по телефону нашей круглосуточной линии: +7 (495) 308-03-88.